Информационный портал профессоров РАН

Мы в

Наверх

Шайтан Алексей Константинович

мая 31, 2022

Место работы: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Должность: доцент кафедры биоинженерии Место жительства: Москва

Подробнее

Профессор РАН Игорь Колесников провел открытый урок для старшеклассников

марта 2, 2020

14.02.2020г., на базе Ростовского государственного университета путей сообщения состоялся открытый урок по физике.

Подробнее

Профессор РАН Игорь Колесников в преддверии Дня науки провел открытый урок

февраля 13, 2019

6 февраля 2019 года в детском противотуберкулезном санатории «Сосновая дача» города Ростова-на-Дону состоялся открытый урок по физике и химии.

Подробнее

Вопрос юристу с Алексеем Кузнецовым. Корпоративные закупки: вчера, сегодня, завтра

декабря 9, 2018

Профессор РАН Ольга Беляева приняла участие в передаче "Вопрос юристу с Алексеем Кузнецовым"

Подробнее

"Крутая история": "Возвращение профессора"

ноября 6, 2018

Ученый-кристаллограф профессор РАН Артём Оганов живет в подмосковной Варее, читает лекции по всему миру и создает материалы будущего. Однако раньше все было иначе.

Подробнее

Система подготовки научных кадров в Российской Федерации: результаты опроса профессоров РАН

24 марта 2020 года в Совете Федерации состоялось заседание Комитета СФ по науке, образованию и культуре. В заседании приняла участие делегация Российской академии наук под руководством академика А.Р. Хохлова. На заседании обсуждались вопросы, связанные с подготовкой научных кадров и их роли в развитии страны и регионов. Представленные выступления и состоявшаяся дискуссия продемонстрировали необходимость проведения парламентских слушаний по этой теме.

В связи с этим корпус профессоров РАН в период с 12 по 19 июня 2020 г. провел экспертный опрос, направленный на оценку состояния системы подготовки научных кадров в интересах страны и регионов. В онлайн-опросе приняли участие 302 российских ученых, представляющих все отделения РАН, в том числе 256 профессоров РАН, 52 члена-корреспондента РАН и 3 академика РАН. Среди участников исследования 99 (32,8% респондентов) являются молодыми учеными (от 36 до 45 лет), а 197 (65,2%) представляют возрастную когорту от 46 до 55 лет.

Большинство опрошенных (66,6%) считают, что существующая система подготовки научных кадров в РФ лишь частично соответствует или не соответствует задачам, стоящим перед российской наукой на ближайшие 20 лет. Причем 73,8% опрошенных считают недостаточными существующие механизмы поддержки аспирантов и молодых ученых для обеспечения мобильности научных кадров на территории РФ и устойчивого развития регионов.

Позитивно оценивая роль РАН в подготовке научных кадров России (такого мнения придерживаются 59,6%), 65,9% экспертов считают недостаточными полномочия РАН в вопросах подготовки научных кадров, предоставленные Правительством РФ.

Подавляющее большинство опрошенных российских ученых (78,2%) считают уровень базового финансирования российских ученых недостаточным. Экспертам было предложено выбрать из перечня не более 5 барьеров, в наибольшей степени снижающих эффективность нынешней системы подготовки и поддержки научных кадров для страны и регионов. В числе семи наиболее серьезных барьеров были отмечены 1) недостаточная базовая финансовая поддержка научных сотрудников и вспомогательного персонала (67,2% респондентов), 2) устаревшая материально-техническая база, не позволяющая проводить исследования на высоком мировом уровне (59,3%); 3) отсутствие научной аспирантуры, тот факт, что аспирантура на данный момент является третьей ступенью образования (41,7%); 4) недостаточные социальные гарантии, предоставляемые российским исследователям (39,4%); 5) отсутствие возможности получения новых ставок в научных организациях для молодых специалистов (36,4%); 6) недостаточная международная мобильность как для ученых РФ, так и возможности привлечения иностранных ученых (29,1%); 7) плохо сбалансированная система грантового финансирования, не учитывающая демографическую структуру российской науки, ее возрастные группы (25,8%).

Среди опрошенных 67,9% считают недостаточной поддержку развития научных кадров, которую оказывают региональные власти. К чрезвычайно полезным, но недостаточно поддерживаемым со стороны государства инструментам подготовки научных кадров в регионах были отнесены базовая стипендиальная поддержка студентов и аспирантов (86,7%); базовое финансирование региональных НИИ, институтов РАН (81,4%); социальная поддержка научных кадров в регионах, в том числе социальное и служебное жилье и т.д. (73,8%); поддержка международной мобильности (70,1%); грантовая система поддержки научных кадров в регионах из региональных источников финансирования (67,4%); поддержка внутрироссийской мобильности (65,5%), грантовая система поддержки научных кадров в регионах из федеральных источников финансирования (64,9%).

Экспертам было предложено оценить, какие новации в области научно-образовательной политики в РФ в последние годы оказались наиболее успешными или вредными с точки зрения развития системы подготовки и поддержки научных кадров в интересах страны. К наиболее вредным были отнесены ликвидация финансовой поддержки научных исследований через Программы РАН (67,2% опрошенных), учреждение аспирантуры как уровня высшего образования (62,1%), реформа РАН (59,3%), Единый государственный экзамен в школах (53,8%), возможность присуждения научных степеней отдельными учреждениями (45%). Наиболее полезными опрошенные ученые считают создание Российского научного фонда (75,2%), широкую популяризацию науки, в том числе Премию «За верность науке», фестивали науки по всей стране и другие виды популяризации знаний (68,9%); проект «Базовые школ РАН» (58,5%), программу поддержки опорных региональных университетов (53,7%), а также развитие национальных проектов «Наука» и «Образование» (51%). Дополняя предложенный перечень, в качестве полезных нововведений эксперты упоминали введение грантов РФФИ и РНФ для поддержки аспирантов и молодых ученых, эффективный контракт, ограничение предельного возраста руководителей, поддержку научных журналов, взаимодействие НИИ и Университетов для вовлечения студентов в реальные научные работы, внедрение системы экспертиз РАН и создание Российского экспертного сообщества, новые лаборатории в рамках Нацпроекта "Наука" и др.

Оценивая уровень работы специализированных школ, ориентированных на подготовку потенциальных научных кадров (школы при ВУЗах, базовые школы РАН и др.), 52,3% опрошенных признали его высоким, еще 21,5% - в чем-то высоким, а в чем-то низким. Вместе с тем только 22,9% экспертов считают высоким уровень мотивации талантливых старшеклассников к выбору профессии в области научных исследований.
Одной из причин этого может быть недостаточная востребованность научных кадров, а также результатов научных и прикладных исследований крупными и средними промышленными компаниями: 58,6% опрошенных ученых считают ее низкой. Не лучше обстоит дело и с уровнем участия научных кадров в деятельности и создании малых инновационных предприятий: 52% респондентов считают его низким, а еще 21,5% затруднились его оценить.