Информационный портал профессоров РАН

Мы в

Наверх

Шайтан Алексей Константинович

мая 31, 2022

Место работы: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Должность: доцент кафедры биоинженерии Место жительства: Москва

Подробнее

Профессор РАН Игорь Колесников провел открытый урок для старшеклассников

марта 2, 2020

14.02.2020г., на базе Ростовского государственного университета путей сообщения состоялся открытый урок по физике.

Подробнее

Профессор РАН Игорь Колесников в преддверии Дня науки провел открытый урок

февраля 13, 2019

6 февраля 2019 года в детском противотуберкулезном санатории «Сосновая дача» города Ростова-на-Дону состоялся открытый урок по физике и химии.

Подробнее

Вопрос юристу с Алексеем Кузнецовым. Корпоративные закупки: вчера, сегодня, завтра

декабря 9, 2018

Профессор РАН Ольга Беляева приняла участие в передаче "Вопрос юристу с Алексеем Кузнецовым"

Подробнее

"Крутая история": "Возвращение профессора"

ноября 6, 2018

Ученый-кристаллограф профессор РАН Артём Оганов живет в подмосковной Варее, читает лекции по всему миру и создает материалы будущего. Однако раньше все было иначе.

Подробнее

Сибирские ученые обсудили проблему химической модификации продуктов питания

На форуме «Технопром-2016» в рамках X Сибирской Венчурной Ярмарки прошел круглый стол «Современные технологии и научно-технические решения на рынке продуктов питания и сырья в контексте продовольственной безопасности». Специалисты обсудили проблемы в этой сфере, подробно остановившись на химических модификациях еды.
В условиях санкций вопросы, связанные с продовольственным рынком, чрезвычайно актуализировались, но в настоящее время сам он стремительно изменился: технологии, рецептура привычной нам еды. Кроме того, рынок продуктов питания в настоящее время остался за рамками управленческого контроля: например, в СССР было Министерство пищевой промышленности, а сейчас есть только Министерство сельского хозяйства, которое и определяет основные документы, а также развитие продовольственной сферы. Но наша еда — это конечный результат пищевой индустрии, а не сельского хозяйства, именно из-за этого разрыва происходит недопонимание как проблем, связанных с этой областью, так и технологий, на основе которых производятся продукты. 
 
— В России доктрина безопасности была утверждена поздно, в январе 2010 года, хотя в стадии проекта она находилась с середины 90-х. В это время были серьезные проблемы продовольственного обеспечения, а промышленное производство упало примерно на 40%. Кроме того, в 2-3 раза уменьшилось количество сельскохозяйственной продукции. Конкретные решения задач продовольственной безопасности зависят от активности научно-технических разработок как в прикладной, так и в академической науке. В настоящее время компании стремятся улучшать вкус, цвет, текстуру, срок хранения для того, чтобы повысить конкурентоспособность и финансовую эффективность. Результат такой деятельности — разнообразие розничной торговли, в которой присутствуют группы продуктов с измененными базовыми характеристиками, но при этом с сохраненными стабильными вкусовыми качествами, — рассказывает кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Исследовательского центра продовольственной безопасности НГУ Наталья Ивановна Усенко.
 
— После получения урожая для изготовления пищевой продукции используются различные модификации свойств исходного сырья. Это делается либо при помощи различных пищевых добавок, либо — с химическим превращением, например, отбеливание муки. Это очень масштабная, широко применяющаяся технология. Для процедуры используется бромат калия, а когда мы едим такой хлеб, в нем остается уже бромид калия, из-за которого булка становится пышной и неестественно белой. Другое вещество — двуокись хлора — обладает антимикробными свойствами, но после обработки из муки исчезают все соединения с двойной связью: витамин Е, жирные кислоты, — поясняет доктор химических наук, профессор РАН, заведующий лабораторией Института органической химии РАН Александр Олегович Терентьев.
По словам ученого, есть вещества, положительно изменяющие свойства продукта, а есть и вредные для человека — неспециалисту в этой сфере сложно понять, что есть что. Например, сульфат аммония не является «хорошим», он запрещен в производстве продуктов питания во всех странах мира, в том числе и у нас, но, тем не менее, иногда используется как разрыхлитель для теста или средство для отбеливания муки, а в качестве отбеливателя параллельно его можно найти в составе моющих средств. Все это — одна из самых малоисследованных частей агрохимических технологий.
 
— Если посмотреть современные журналы, литературу, то фундаментальных исследований и понимания того, что происходит при модификации пищи с проведением реакций, практически нет. И влияние этих исследований на организм тоже не полностью изучено, — акцентировал проблему Александр Терентьев.